Важно прочитать эту статью, чтобы окунуться в увлекательный мир истории советских паровозов, узнать интересные факты о их конструкции, технических характеристиках и увидеть красивые фотографии этих легендарных машин, которые оставили свой след в истории железнодорожного транспорта.
Паровоз Черепановых
Начнём с прадедушки всех отечественных паровозов, который собрали Ефим и Мирон Черепановы в 1833 году. Маленький и компактный он мог перевозить груз весом 3,2 тонны, а разгонялся по рельсам до 16 км/час. Россия в вопросе создания первого рельсового транспортного средства на паровой тяге на 2 года обогнала Германию.
Всего изобретательные, бывшие крепостные Демидова, Черепановы создали две машины.
2
Мнение эксперта:
Фотографии и описание самых красивых паровозов времён СССР вызывают интерес не только у любителей железнодорожной техники, но и у профессиональных экспертов. Опытные специалисты отмечают, что паровозы того времени не только служили важной транспортной функцией, но и являлись настоящими произведениями искусства инженерной мысли и дизайна. Их эстетика, уникальные технические решения и неповторимый стиль делают их объектом восхищения и изучения. Эксперты подчеркивают, что фотографии и описания этих паровозов не только сохраняют историческую память, но и вдохновляют на новые творческие проекты в области железнодорожной техники и фотографии.
Тип 2-2-0
Собрали этого небольшого красавца в 1851 году, и он стал первым российским пассажирским паровозом. Перед началом Первой мировой войны эти модели получили обозначение Д.
Использовали их для перевозки пассажиров на железнодорожном маршруте Москва — Петербург. В империи во второй половине XIX столетия растёт потребность в железнодорожном транспорте, и паровозостроительные заводы открываются в Коломенском, Брянске, Харькове, Луганске.
3
Интересные факты
-
Уникальный паровоз «Победа» (серия Л) с надписями «Слава Сталину» и «С Новым 1946 годом» был спроектирован в кратчайшие сроки в условиях военного времени. Этот паровоз предназначался для торжественной перевозки эшелона с гробом Сталина в декабре 1953 года, однако в итоге не был использован, поскольку сам эшелон также не пригодился. Все надписи были срезаны с паровоза, на заводе его перекрасили и отправили работать.
-
Одним из самых популярных паровозов в СССР был паровоз серии Э. Он был настолько распространен и любим машинистами, что получил прозвище «Эмка» по аналогии с автомобилем ГАЗ-М1. Паровоз серии Э участвовал в освоении целинных земель, а также во время Великой Отечественной войны.
-
В 1934 году на Крюковском вагоностроительном заводе был построен паровоз серии ИС, который стал одним из самых мощных локомотивов в мире. Этот паровоз был способен перевозить поезда массой до 6000 тонн и развивать скорость до 120 км/ч. Паровоз серии ИС использовался для перевозки тяжелых грузов и пассажирских поездов, а также во время Великой Отечественной войны.
Модель П
Индекс «П» означал пассажирский, а собирали их на заводах Франции и России. Всего с 1891 по 1905 год было выпущено 169 машин.
Считался быстроходным для своего времени, ведь разгонялся до 107 км/час. Конструктором этой модели был русский учёный и талантливый инженер Александр Бородин.
Уже в 1930-х в период развития тяжёлой промышленности Наркомат путей сообщения СССР заменил их более мощными моделями.
Кстати, о
самых быстрых паровозах
в мире читайте на нашем сайте thebiggest.ru интересную статью.
4
Изображение | Название | Описание |
---|---|---|
Изображение паровоза СУ-252 | СУ-252 | Советский тяжёлый самоходно-артиллерийский агрегат (САУ) |
Изображение паровоза ИС-2 | ИС-2 | Советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны |
Изображение паровоза Т-34 | Т-34 | Советский средний танк периода Великой Отечественной войны |
Изображение паровоза КВ-1 | КВ-1 | Советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны |
Изображение паровоза Т-35 | Т-35 | Советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны |
Опыт других людей
Фотографии – это способ сохранить в памяти моменты, которые невозможно повторить. Они помогают нам увидеть красоту в обыденных вещах и сохранить воспоминания о важных событиях. А когда речь идет о паровозах времен СССР, фотографии становятся еще более ценными. Они позволяют нам увидеть величественные машины, которые были символом тех времен. Каждая фотография рассказывает свою уникальную историю, запечатлевая в себе дух той эпохи.
Ь «Ерь»
Первоначально маневровые паровозики производили за границей, а с 1877 по 1957 в России и СССР. За долгую историю производства выпускался разных модификаций, с двумя и тремя осями.
Выпускался также на заводах Чехословакии и Японии. Активно эксплуатировался на КВЖД, обслуживая поезда, идущие в Харбин. Тип 0-2-0 работал в блокадном Ленинграде, доставляя в магазины и пункты раздачи вагоны с хлебом.
Не пропустите также на нашем сайте thebiggest.ru увлекательную статью о
самых длинных поездах в мире
.
5
Бп-36 (В-36)
Русский пассажирский паровоз американского производства, в котором использовалась паровая машина Воклена. А вот инженером был Балдвин, отсюда и двойная индексация «Б» или «В».
Выпускали их с 1895 по 1899 год. Модель вошла в историю, так как этот паровоз тянул поезд, на котором великий писатель и гуманист Лев Толстой в последний раз проехал из Москвы в Ясную Поляну.
6
У-127
Модели «У», что означает «Уральский», собирались на Путиловском заводе с 1906 по 1912 год. А, непосредственно, У-127 служил уже гражданам Советской России.
Колёсная формула была 4-6-0, а назывался он «Ленинский комсомол». Время пощадило машину, и сейчас «У-127» выставлен в музее транспорта в терминале Павелецкого вокзала.
Отметим, что его использовали в траурной процессии на похоронах В.И. Ленина.
7
С68
Колёсная формула продукции Сормовского завода была американского типа — 1-3-1. Из-за этого эти локомотивы называли «Русский Прери». Но было и российское прозвище — «Гончая Малаховского», так как разгонялся паровоз до 115 км/час.
Начали собирать их в 1910 году, а с 1912 был запущен в массовое производство на Луганском, Харьковском и Невском заводах. Снят с производства в 1919 году.
Эксплуатировались до середины 60-х годов, а до наших дней сохранился лишь один экземпляр с серийным номером «68».
8
Су
Впускали Су (Сормовский усиленный) с 1924 по 1954 год. За всю историю выпуска пережил несколько модификаций. Красивый, мощный паровоз трудился на железнодорожных линиях по всей стране.
Имеет очень торжественный вид, и был использован в нескольких советских кинофильмах. На сегодня сохранило 6 экземпляров в рабочем состоянии, 7 находятся в музеях России и стран СНГ.
На постаментах в качестве памятников застыли 14 машин Су различных модификаций.
9
Э
Стал переходной моделью. Начинал историю как российский, а потом его выпуск возобновили в СССР. Сразу после того, как первый раз встал на рельсы, получил прозвище «Эшак» или «Эшка».
Стал самым массовым советским паровозом, и одним из самых красивых. Сохранилось множество экземпляров, которые стоят в музеях или на постаментах у железнодорожных вокзалов.
Не раз снимался в фильмах, в том числе в «Неуловимых мстителях» и «Адмирале» с Константином Хабенским.
10
СО
Наладили выпуск этой серии «Серго Орджоникидзе» в 1934 году. Выпускались с перерывами до 1951 и имели разные индексы в зависимости от модификации — СО17, СО18, СО19.
В годы войны часть машин была передана в ведение НКВД для обслуживания прифронтовых территорий. Локомотивы с номерами 17-12 и 17-1613 дошли до Берлина.
В память о подвиге советских железнодорожников в некоторых городах бывшего Союза, эти поезда въехали на пьедесталы.
11
ФД20
Магистральный грузовой паровоз «Феликс Дзержинский», выпускавшийся на Ворошиловградском заводе в 1931-1942 гг., полностью обеспечил СССР мощными транспортными средствами в период индустриализации.
В течение года рабочие ВПЗ создавали более 500 машин. Был очень популярен в плакатной живописи предвоенного времени. Широко использовались в период Второй мировой войны.
В послевоенное время практически не использовались, так были слишком тяжёлыми, но на их основе создавались новые модификации.
12
ИС
Коломенский и Ворошиловградский заводы одновременно с выпуском «ФД» освоили выпуск паровоза «Иосиф Сталин». Первый экземпляр в честь 15-ой годовщины Октябрьской революции прибыл для показа лично Сталину в Москву.
После испытаний «ИС» запустили в серийное производство, а в 1936 создали локомотив обтекаемой формы ИС20-16. В период борьбы с культом личности их переименовали в ФД.
Единственный сохранившийся экземпляр ИС20-578 стоит в Киеве у депо «Киев — пассажирский», но на борту написано «ФДП20-578».
13
Е
Локомотивы на паровой тяге серии «Е» производились по чертежам русских инженеров на заводах США и Канады сначала для Российской империи, а потом для СССР, который вёл ожесточённую войну с нацистской Германией.
Непосредственно ЕА, ЕМ и ЕМВ поставлялись в СССР по ленд-лизу в 1943-1946 гг. Это были военные машины, которые называли «локомотивы без роскоши».
В их производстве старались использовать минимум цветных металлов, но и без этого выглядели они очень агрессивно и привлекательно. Сохранилось много экземпляров.
Один с номером 534 стоит в Музее октябрьской железной дороги, а также на памятниках в честь военных железнодорожников.
14
Л-3653 «Победа»
Один из лучших советских локомотивов серии «Л» выпускался с 1945 по 1955 год., и стал одним из массовых. За 10 лет выпустили свыше 4 тыс. машин.
Непосредственно Л-3653 можно увидеть в депо Подмосковья, а в бывших республиках СССР сохранившиеся экземпляры используют в качестве экскурсионных.
Локомотив в славном ряду машин «Л» снимался в фильме «Ворошиловский стрелок».
15
23-001
Вышел с конвейера завода в Улан-Удэ, и потому имел буквенное обозначение «УУ». Был произведён в единственном экземпляре в 1949, а проработал на железнодорожных линиях до начала 60-х.
Это был опытный экземпляр типа 1-5-2. В США такие модели назывались «Техас». Отличительной чертой «УУ» была большая нагрузка на ось, достигавшая 23 тонн.
Трудился гигант на перегоне Красный Лиман-Основа, а его конструктором был П. Шаройко.
16
ЛВ
Город, в котором производили этот компактный локомотив, несколько раз переименовывали. Одно время он был Луганском, потом Ворошиловградом, затем опять Луганском. Буквенный индекс «Л» был дан в честь конструктора Льва Лебедянского, а «В» означало город производства.
На фронтоне была красная звезда с барельефами В. Ленина и И. Сталина. Первоначально их называли ОР18, по заводу Октябрьской революции и силе нагрузки на ось, равной 18 тс. Выпускались красивые машины с 1952 по 1956, а эксплуатировались на железных дорогах союзных республик до середины 70-х.
После закрытия проекта «ЛВ» магистральные паровозы в СССР больше не производили.
Заключение
Паровозы России и СССР это уже история, но памятники неутомимым труженикам железнодорожных перегонов стоят во многих российских городах. Они напоминание о становлении молодой советской страны, о тяжёлых годах Великой Отечественной войны, о периоде восстановления и послевоенной мирной жизни.
Частые вопросы
Какие паровозы считаются самыми красивыми в истории СССР?
Самыми красивыми паровозами времён СССР считаются серии Л, П, С, Э, О, ТЭ, а также паровозы серии Ю, Я и Ша.
Какие особенности делают эти паровозы особенно привлекательными для фотографирования?
Эти паровозы отличались эстетически привлекательным внешним видом, разнообразием декоративных элементов и узнаваемым дизайном, что делало их привлекательными объектами для фотографий.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При фотографировании паровозов старайтесь выбирать удачные ракурсы, чтобы показать всю красоту и мощь этих машин. Экспериментируйте с ракурсами и перспективой, чтобы создать увлекательные и запоминающиеся снимки.
СОВЕТ №2
Не забывайте добавлять краткое описание к каждой фотографии, рассказывая интересные факты о паровозе, его истории и технических особенностях. Это сделает вашу статью более информативной и увлекательной для читателей.